Десмодромным называется вид газораспределительного механизма, обеспечивающий непосредственное управление подъемом и опусканием клапанов, чем достигается их своевременное открытие и закрытие на всех оборотах коленчатого вала двигателя.
Десмодромный механизма получил свое название от двух греческих слов desmos (управление, связь, контроль) и dromos (действие, движение) – «управляемое движение».
В 50-е годы прошлого века десмодромная схема газораспределения применялась на гоночных автомобилях Mercedes-Benz. В настоящее время десмодромный механизм используется в двигателях внутреннего сгорания, устанавливаемых на гоночных мотоциклах Ducati, и является визитной карточкой фирмы.
Десмодромный механизм имеет общепринятое международное название Desmodromic.
Управляемое движение клапана в десмодромном механизме осуществляется с помощью специального привода, который включает:
Схема десмодромного механизма
1. шайба открытия
2. зажим
3. втулка (цанга)
4. шайба закрытия
5. коромысло закрытия
6. уплотнение клапана
7. направляющая клапана
8. пружина
9. клапан
10. коромысло открытия
11. кулачок распределительного вала
Применение десмодромного механизма позволяет предотвратить, т.н. «зависание клапанов» (неполное закрытие клапана до достижения поршнем верхней мертвой точки), возникающее вследствие высокой частоты вращения коленчатого вала двигателя, инерции клапана и резонанса пружины. Зависание клапанов может привести к серьезным проблемам:
Наряду с системой Desmodromic проблема зависания клапанов на современных двигателях решается и другими способами:
Десмодромная схема газораспределения имеет ряд существенных недостатков, сдерживающих ее широкое применение:
Система Desmodromic не является идеальным техническим решением, но несмотря на это продолжает применяться по сей день.